8-977-134-41-61 info@olga-mass.ru

Метод Фельденкрайза: что это такое

5
(1)
Примерное время на чтение статьи 5 минуты

Метод Фельденкрайза – это уникальный подход к обучению движению. Он работает на принципе обучения через осознание. Это значит, что человек учится новым и более эффективным способам движения, обращая внимание на свои ощущения, связи в теле и влияние окружающей среды.

Метод Фельденкрайза не дает готовых рецептов или правил, как нужно двигаться, а помогает человеку самому найти свой оптимальный вариант движения, исходя из его индивидуальных особенностей, целей и потребностей. Этот метод использует два вида практики: сознавание через движение и функциональную интеграцию. Сознавание через движение — это групповые или индивидуальные занятия, в которых человек выполняет различные двигательные задания под руководством преподавателя, который даёт вербальные инструкции. Функциональная интеграция — это индивидуальные сеансы, в которых преподаватель направляет движение человека с помощью рук. Оба вида практики направлены на то, чтобы увеличить диапазон и качество движения, улучшить координацию и баланс, снять напряжение и боль, повысить гибкость и осанку, а также развить творческий потенциал и самооценку человека.

У детей с нарушениями развития  естественный процесс сенсомоторного обучения может быть затруднен или нарушен. Занятия по методу Фельденкрайза помогают ребенку восстановить или дополнить этот опыт, показывая ему, какие части тела и какие мышцы он использует для выполнения разных движений, и как он может делать то же самое по-другому, легче и лучше. Происходит обучение мозга принимать решения по организации движения тела.

Метод помогает  и детям и взрослым лучше понимать и ощущать свое тело, его возможности и ограничения, способствует развитию нервной системы, улучшению координации, гибкости и баланса, улучшает  эмоциональное состояние, повышает устойчивость к стрессу, концентрацию внимания и креативность.

Занятия по этому методу могут помочь  справиться с различными проблемами здоровья, такими как хронические боли, сколиоз, артрит, посттравматические расстройства и др.

Занятия с детьми по методу Фельденкрайза отличаются от занятий с взрослыми тем, что они учитывают специфику развития и обучения детей.

Занятия с детьми проходят по принципу функциональной интеграции. Практик нежно касается тела ребенка и двигает его части, чтобы показать ребенку, как он может использовать свое тело по-другому, с меньшими ограничениями и большей свободой. Практик не заставляет ребенка делать то, что он не может или не хочет, а предлагает ему альтернативные варианты движения, которые соответствуют его потребностям и интересам.

В занятиях с детьми учитываются следующие нюансы обучения движениям:

  • Движения  очень медленные и точные, они привлекают внимание ребенка к его собственному телу, к тому, что он делает сам, и к тому, что делают с ним. Медленное движение концентртрируют внимание и  обучают через осознавание. Это – основа метода Фельденкрайза.
  • Занятия адаптируются под потребности и интересы ребенка на данный момент. Нет жесткого плана или стандартных упражнений, а только внимательное наблюдение и реагирование  ребенка.
  •  Ребенок должен  чувствовать себя успешным и уверенным в своем теле, получать удовольствие от занятий . Для положительного опыта, для того, чтобы ребенок почувствовал свои возможности, работу с телом нужно начать с той частью, которая у него двигается лучше.
  • В уроке нужны короткие паузы, которые нужны, чтобы ребенок мог почувствовать разницу в ощущениях до и после движения. Паузы также помогают ребенку не утомляться и не напрягаться. Если ребенок показывает признаки усталости или сопротивления, урок заканчивается.
  • Большая часть работы происходит в горизонтальном положении – лежа на столе или на полу, где меньше ощущается сила тяжести. Это позволит научиться двигаться  новыми способами.
  • Ощущения могут давать такую информацию: какие части тела я использую в движении, как сильно я напрягаю мышцы. Привлекая внимание ребенка к ощущениям, которые возникают при движении, мы развиваем его осознанность и помогаем ему учиться новым вариантам движения.
  • Нет единственно правильного способа сделать то или иное упражнение/движение. Важно экспериментировать с разными способами.
  • Важно не то, что ребенок делает, а то, как он это делает. Необходимо обращать внимание на способ выполнения движения, а не на достижение какой-то цели или результата. Нужно различать нюансы движений.
  • Ребенок начинает свое двигательное развитие с крупных, неотчетливых движений, которые постепенно становятся более тонкими и управляемыми. Например, новорожденный ребенок делает некоординированные движения руками и ногами, а со временем учится хватать предметы, ползать и ходить. Этот процесс выделения маленьких разниц между движениями и обращения на них внимания. Благодаря дифференциации мы расширяем количество нейронов в мозге, которые отвечают за определенную часть тела, и улучшаем их связность.
  • Для развития движения ребенку нужно пробовать много разнообразных движений. Они помогают  мозгу   понять, как скоординироваться и достигнуть цель.
  • Минимальное усилие. Движения должны быть легкими и эффективными, без излишнего напряжения или боли. Если ребенок нуждается в большем усилии, чтобы сделать что-то, это значит, что он не готов к этому движению или делает его неправильно. Поэтому практик помогает ребенку найти более легкие и комфортные варианты движения.
  • Каждое отдельное движение влияет на все тело целиком. Например, можно работать со стопой, чтобы повлиять на таз или позвоночник.
  • Для эффективного движения нужно использовать силу гравитации. Сам ребенок, много двигаясь на полу, начинает понимать: если  давить в пол одной стопой, то можно   поднять таз с этой же стороны, прилагая немного усилий.
  • С каждым повтором открываются новые грани и новые составляющие движения. Повторение нового движения в разных условиях, положениях или ситуациях повышает вероятность того, что этот элемент будет применяться в повседневности.

Метод применяется в работе с детьми в различных случаях, например:

  • Пропуск одного или нескольких этапов двигательного развития
  • Задержка психомоторного развития
  • Нарушения мышечного тонуса
  •  Детский церебральный паралич
  • Сложности с координацией и равновесием
  • Кривошея и другие асимметрии
  • Последствия травм
  • Сколиоз
  • Нарушения эмоциональной регуляции
  • Сенсорные нарушения
  • Аутизм

Метод не имеет противопоказаний, кроме острых состояний, при которых лечащий врач запрещает любые виды двигательной активности. Например, при очень частых приступах эпилепсии.

На методе Фельденкрайза созданы другие методы работы с движением: метод Анат Баниэль (АВМ) – помогает детям с различными нарушениями развития, а также взрослым с хроническими болями, травмами или стрессом; метод Хавы Шелхав – поддерживает естественный процесс обучения движению у детей от рождения до ходьбы; метод «Child’Space» помогает родителям и профессионалам создавать благоприятную среду для развития детей, а также учиться общаться с ними через прикосновение и движение; метод Джереми Краусса (JKA) – помогает детям с особыми потребностями обрести новые способности и уверенность в своем теле.

подписывайтесь на наши соцсети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Spread the love

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Подпишитесь

Нет комментариев для просмотра.

[poll id="2"]