Треугольник Пиклера, кубик Пиклера, мостик Пиклера
эти приспособления для развития детей позволяют детям самостоятельно исследовать свои возможности, преодолевать трудности и обретать чувство компетенции.
Приспособления Пиклер – это специальные конструкции, которые разработала Эмми Пиклер для развития моторики и самостоятельности детей. Они состоят из деревянных элементов, которые можно соединять между собой и создавать разные комбинации. Самые известные приспособления Пиклер – это:
Треугольник Пиклер. Это лесенка в форме треугольника, по которой ребенок может лазить, взбираться, спускаться и т.д. Развивает координацию, силу, гибкость и уверенность ребенка в своих движениях.
Кубик Пиклер. Это куб из деревянных палочек, внутри которого ребенок может прятаться, играть, перелезать и т.д. Стимулирует фантазию, творчество и пространственное восприятие ребенка.
Мостик Пиклер. Это дуга из дерева, которая может быть использована как мост, тоннель, качели и т.д. Поддерживает интерес, инициативу и экспериментирование ребенка.
Подход Эмми Пиклер призван поддерживать естественное развитие ребенка и укреплять его связь с взрослыми.
Кто такая Эмми Пиклер и почему ее идеи о развитии ребенка актуальны сегодня?
Эмми Пиклер – знаменитый венгерский педиатр, исследователь поведения младенцев и автор уникальной концепции уважительного отношения к малышам.
Она разработала свой подход к развитию детей, основанный на свободе движений, уважении и полном внимании.
Получив образование у лучших медиков 20-х годов 20 века в Австрии, применив свой родительский опыт и работая семейным врачом в Будапеште, Пиклер разработала свой подход к развитию и воспитанию маленьких детей. Подход Пиклер отличался от того, что было принято в то время, и её считали “черной овцой”. Она убеждала родителей больше доверять самостоятельным действиям детей, меньше вмешиваться в них. В то же время Пиклер подчеркивала важность времени, настроения и сосредоточенности матерей в процессе ежедневного ухода за детьми. Она утверждала, что уход – это особое время для общения, близости, познания друг друга.
Дети, которых она наблюдала, развивались лучше, болели реже, а их мамы были больше спокойны и уверены в себе. Собственное материнство подтвердило Пиклер в ее правильности. И, когда в 1946 году Пиклер основала и возглавила дом ребенка в Лоци для сиротских младенцев, ей удалось обеспечить в учреждении такие условия, при которых дети не отставали в развитии от своих ровесников из семей и налаживали тесные отношения с ограниченным числом постоянных близких взрослых.
И это до того, как была опубликована теория привязанности. Наблюдения Пиклер позволили раскрыть способности детей самостоятельно делать открытия с первых месяцев жизни. А условием для этого является чувство благополучия, предсказуемости, безопасности и уважения у маленького человека. И Эмми Пиклер создала систему обучения заботливому уходу за детьми, осмысленному поведению с детьми, восприятию ребёнка как активного партнёра по общению, который реагирует на все происходящие с ним события.
Педагогика Эмми Пиклер основывается на нескольких принципах, которые направлены на поддержку естественного развития ребенка и укрепление его связи с взрослыми.
Среди этих принципов можно выделить следующие:
- Свобода движений. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно исследовать свои возможности и приобретать моторные навыки без вмешательства взрослых. Взрослые не должны форсировать или стимулировать ребенка к определенным действиям, таким как поворот, сидение, ползание, ходьба и т.д. Ребенок должен иметь достаточно пространства и подходящие игрушки для свободного движения.
- Уважительная забота. Ребенок должен быть восприниматься как разумный партнер, а не как объект ухода. Взрослые должны общаться с ребенком, объяснять ему, что они делают и почему, учитывать его сигналы и пожелания, не делать за него то, что он может сделать сам. Уход за ребенком должен быть моментом обмена вниманием и любовью, а не рутиной.
- Полное внимание. Ребенок должен получать от взрослого сто процентов его внимания, когда они находятся вместе. Это проявление уважения и любви к ребенку, а также способствует его развитию и обучению. Взрослый не должен отвлекаться на другие дела или разговоры, когда занимается ребенком.
- Полная автономность. Ребенок не нуждается в излишних стимулах и развлечениях от взрослых. Он способен самостоятельно заниматься игрой и познанием окружающего мира, если ему предоставить возможность для этого. Взрослый не должен направлять или контролировать игру ребенка, а лишь поддерживать его интерес и инициативу.
Подход Эмми Пиклер имеет много преимуществ для развития ребенка и его отношений с взрослыми:
- Развитие моторики и координации. Ребенок, который самостоятельно приобретает моторные навыки, лучше владеет своим телом, двигается красиво и грациозно, меньше падает и травмируется. Он также развивает свое пространственное восприятие, баланс и гибкость.
- Развитие самостоятельности и инициативы. Ребенок, который не зависит от взрослых в своих движениях и игре, учится самому принимать решения, решать проблемы, преодолевать трудности и добиваться успеха. Он также развивает свое творчество, фантазию и любознательность.
- Развитие уверенности и самооценки. Ребенок, который получает уважение и внимание от взрослых, чувствует себя ценным и любимым. Он также обретает чувство компетенции и достижения, когда самостоятельно осваивает новые навыки и знания.
- Развитие коммуникации и эмоциональной регуляции. Ребенок, который общается с взрослыми на равных, выражает свои потребности, желания и чувства. Он также учится слушать и понимать других, сотрудничать и договариваться, справляться со своими эмоциями и конфликтами.
Для свободного движения подходят игрушки, которые не ограничивают ребенка в его исследовании и экспериментировании, а стимулируют его интерес и творчество.
Такие игрушки должны быть:
Безопасными. Игрушки не должны иметь острых краев, мелких деталей, токсичных материалов или батареек, которые могут быть опасны для ребенка.
Разнообразными. Игрушки должны подбираться в соответствии с возрастом и интересами ребенка, чтобы стимулировать разные аспекты его развития: моторный, сенсорный, когнитивный, эмоциональный и т.д.
Простыми. Игрушки не должны быть слишком сложными или функциональными, чтобы не перегружать ребенка информацией или заменять его собственную активность. Лучше выбирать игрушки, которые можно использовать по-разному и сочетать между собой.
Примеры игрушек для свободного движения:
- Мягкие игрушки. Они подходят для самых маленьких детей, которые только начинают хватать предметы и приносить их к рту. Мягкие игрушки безопасны, приятны на ощупь и могут быть разных форм, цветов и текстур.
- Кубики. Они подходят для детей постарше, которые уже умеют сидеть и ползать. Кубики можно складывать, строить, бросать, перекатывать и т.д. Они развивают координацию, логику, фантазию и творчество.
- Мячи. Они подходят для детей разных возрастов, которые любят двигаться и играть. Мячи можно катать, ловить, бросать, пинать и т.д. Они развивают моторику, баланс, реакцию и коммуникацию.
Искусство понимания ребенка и заботы о нем в Пиклеровской традиции – источник вдохновения для профессионалов и родителей всего мира.
0 Комментариев