8-977-134-41-61 info@olga-mass.ru

Ребенок вниз головой

5
(1)
Примерное время на чтение статьи 6 минуты

Дети любят висеть вниз головой, кувыркаться, высоко прыгать, забираться повыше, переворачиваться. Если бы от этих положений  они испытывали дискомфорт, если бы им это не нравилось, вряд ли бы дети повторяли это многократно при любом удобном случае.

Когда мы рождались, некоторых из нас акушеры  брали вниз головой, покачивали,  и все мы получали классический акушерский удар по попе. Вероятно дети привыкли к вертикальному покачиванию вниз головой в утробе матери.

Это полезная поза для тренировки вестибулярного аппарата. Развитие вестибулярного аппарата – важнейший компонент физического развития ребенка. Смена положений ребенка в пространстве – самый доступный способ развития.  О развитии вестибулярного аппарата в целом можно почитать в статье Как укрепить вестибулярный аппарат у детей

Русский нейропсихолог Клоссовский экспериментально доказал, что мозг котят и щенят, подвергнутых вестибулярной стимуляции, увеличился на 25% по сравнению с контрольной группой эксперимента.

 

Как  любая физическая тренировка, как любое закаливание, тренировка вестибулярного аппарата должна начинаться с малого, проводиться регулярно и с постепенным наращиванием нагрузки.

Сначала нужно убедиться, что ребенок здоров неврологически и физически, что его организм готов к вестибуляно-физическим тренировкам. Например, у маленького  ребенка не должно быть повышено внутричерепное давление, (т.е  НСГ должно быть в норме), нет проблем со зрением, избыточного веса, ребёнок должен находиться в хорошем расположении настроения.

Здорового грудничка полезно покачать за ручку и ножку в горизонтальном и чуть вертикальном положении над большой кроватью, не под полом. Ручку грудничка обхватите за кистью , за предплечье, но не за кисть. Ножку обхватите за стопой, за голень. Покачивайте малыша как маятник.

По мере вырастания ребенка можно делать ускорения и вращения. Осторожно опускайте ребенка на кровать спинкой. Делать так можно начиная  с нескольких секунд один раз, затем можно увеличивать до 20 секунд и повторят несколько раз подряд. Так происходит тренировка тонуса мышц сосудов. Сосуды имеют свои мышцы в стенке. Сосуд то наполняется кровью  и мышцы сосуда растягиваются, то  кровь отливает от сосуда, мышцы уменьшаются. Сосуды мозга тренируются, всё как при любой тренировке.

Барорецепторы – это клетки, нервные окончания которых реагируют на давление крови.
Кровь под действием силы тяжести стремится опуститься вниз, но в организме существует система противодействия этому фактору, барорецепторная система, регулирующая давление крови в верхней части тела, в каротидных артериях, которые снабжают мозг.

 

Когда ребенок находится вниз головой, происходит приток крови, а значит кислорода к мозгу. Питер Рассел отмечает в «Книге мозга», что простое увеличение подачи кислорода в мозг  – основной шаг к увеличению умственной активности.

Гравитационные изменения связаны с тонусом мышц. Самая гравитационно-чувствительная мышца человека – камбаловидная (икроножная). Находится она на задней поверхности голени в глубине, сразу над ахилловым сухожилием, и закрыта двумя головками икроножной мышцы. Камбаловидная мышца одна тянет вес человека, а когда он бегает и прыгает, в момент толчка – еще больше, несколько весов человека.

Вестибулярная система и проприорецепция влияют на успешность ребенка в обучении. Проприорецепция – это сенсорное  чувство человека, возможность ощущать  тело  в пространстве и одни части своего тела относительно других частей своего тела , даже с закрытыми глазами. 

 Она отвечает за определение положения головы относительно линии горизонта. Ребенок должен ловить линию горизонта когда читает с доски и списывает в тетрадь. К таким действиям он должен быть готов к школьному возрасту. От этого зависит возможность автоматически поддерживать рабочую позу.  При недостаточном развитии этой системы ребёнок просто не может принять спокойную позу, вестибулярная и проприоцептивная системы требует подтверждения его положения в пространстве, дополнительной стимуляции.  В итоге ребенок качается в разные стороны, как неваляшка, лишь бы голова получила очередной сигнал о своем местоположении, о балансе.

Координация глазодвигательных мышц, которые необходимы ребенку при чтении и письме, чтобы ловить строку и следить за ней. Устойчивость внимания, развитие пространственных представлений в математике, в представлении предлогов «над», «под», «из-за»  и др. 

Эмоциональная устойчивость и стрессоустойчивость, дефициты мозжечка, вестибулярной системы сильно влияют на то, насколько ребенок  эмоционально лабилен.

  Для лечения некоторых заболеваний и для восстановления после тренировок  разработан  вид лечебно-гимнастической терапии, в основе которой лежит механизм подвешивания человека вниз головой, тем самым достигается эффект естественного выпрямления тела под действием силы гравитации – инверсионная терапия. В основе инверсионной терапии лежит явление декомпрессии – устранения сдавливания головного или спинного мозга, а также кровеносных и лимфатических сосудов, нервных окончаний, мышц, хрящей и мягких тканей. Растяжение происходит под воздействием силы тяжести, которая при перевороте тела начинает работать в обратном направлении.

 

Мышцы и связки растягиваются. И ребенок, который ежедневно испытывает ощущения от процесса роста своих костей, мышц, связок и фасций – получает облегчение от ощущений растягивания их под действием сил гравитации и антигравитации.

Находясь в перевернутом состоянии, ребенок  обращает вспять давление на межпозвонковые диски. Нахождение даже на 25° от горизонта в течение нескольких минут может помочь расслабить напряженные мышцы спины, шеи и плеч, облегчить процесс кровообращения в ногах и ускорить поток лимфатической жидкости по телу.

 Декомпрессия позволяет телу растягиваться и выравниваться. Почти каждая физическая активность включает в себя некоторую форму сжатия позвоночника. Сжимающее воздействие силы тяжести усугубляется многими видами спорта при прыжках и напряжении. Однорукие виды спорта, такие как хоккей, теннис, фигурное катание (где повороты всегда в одну сторону) могут быть особенно проблемными, так как нарушают равновесие позвоночника. Эти односторонние действия включают вращение некоторых позвонков  при  нагрузках. Тренировки в бассейне дают противоречивую нагрузку на позвонковые диски и мелкие глубокие мышцы, удерживающие каждый позвонок. Эту нагрузку в воде  можно охарактеризовать как вибрация в невесомости, что приводит к нестабильности позвоночника.

Вис с движением (например, наклоны в стороны и задние прогибы) предоставляет  возможность снять накопившуюся нагрузку и несбалансированность.

Первые упоминания виса вниз головой, как способа лечения, были обнаружены археологами на древних артефактах и были расшифрованы как первые рисунки поз йоги (3000 лет до н. э.).

Впервые вис вверх ногами был использован в практике йоги, затем похожие приемы применялись Гиппократом, который научно обосновал пользу растяжения тканей для организма. Роберт Мартин (США, калифорнийский остеопат, хиропрактик, мануальный терапевт),  в 1960-е годы представил концептуально новый взгляд на воздействие гравитации на человеческое тело в своей работе «Система управления гравитацией»

Общий вывод таков. Висеть детям вниз головой полезно, если нет противопоказаний и ребёнок получает от этого удовольствие. Улучшается насыщение головного мозга кислородом благодаря ускорению кровообращения в сосудах головного мозга. Это способствует развитию интеллекта и речи. Ребёнок укрепляет своё здоровье, развивает мышцы, ловкость, вестибулярный и проприоцептивный аппарат.

подписывайтесь на наши соцсети:

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Spread the love

0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Подпишитесь

Нет комментариев для просмотра.

[poll id="2"]